Декабрь 12 2017 10:38:32
Навигация
Главная
2012
Философия
Мировые религии
Счастье и люди
Биографии
Мудрые изречения
Статьи
Библиотека
Видеоматериалы
Фотоматериалы
Форум
Google
Облако фото
Банеры и twitter
добавить Твиттер добавить Твиттер
Реклама
Земля ацтеков и инков: Америка до Колумба

Джордж Бэнкс

Америка до Колумба 

Термин "доколумбова" обычно используют применительно к Центральной и Южной Америке до ее завоевания испанцами в XVI веке. Американцами называют всех туземных жителей этого региона.

Культуры высокого уровня, основанные на политеистических религи­ях, сформировались на территории обширной части Центральной Америки (в настоящее время это в основном современные Мексика и Гватемала), а также в центральной части Анд (сейчас здесь расположены Перу и плоскогорная область Боли­вии). В обеих областях религия но­сила двухуровневый характер. Как правило, у людей имелись святые места, где они совершали жертвоприношения. Кроме этого, существо­вали и организованные, государ­ственные религии, располагавшие храмовыми зданиями и систематизированным богословием.

Все, что нам известно об этих религиях, основано на данных археологии, документах того времени, на­пример. старинных рукописях ацтеков и майя, а также письменных свидетельствах испанцев. На основе сведений о храмовых сооружениях и связанных с ними культовых обрядах истоки формализованных религий как в Мексике, так и в Перу можно проследить вплоть до 1200 года до Рождества Христова.

Центральная Америка

Священный ягуар: ольмеки

Примерно между 1200 и 500 годами до Рождества Христова на побережье Мексиканского залива прожи­вал народ, который получил название ольмеки от археологов. Эти люди сооружали церемониальные культовые центры наподобие центра Ла-Вента, которые представляли собой тщательно спланированные хра­мовые комплексы. В центре Ла-Вента несколько зданий расположено симметрично вдоль одной оси. В южном конце центра находится глиняная пирамида, построенная в форме рифленого конуса.



Земля ацтеков и инков

Народ майя строил на высоких холмах , укрепленных камен­ными блоками , огромные пирамиды , увенчанные ритуаль­ными сооружениями , Это пирамида Вол­шебника в Уксмале , Мехико .

Центральной фигурой ольмекской религии, похоже, является ягуар, который предстает в различных обличьях. В Ла - Венте были обнаружены три одинаковые культовые площадки, сделанные в виде мозаики из зеленого серпантина. Каждая из них была выложена в форме стилизованного изображения лика ягуара, после чего изображения были засыпаны. Воз­можно, это были своеобразные жер­твоприношения священному зверю.

На крышках каменных гробниц, или саркофагов, найденных в Ла - Венте, маска ягуара изображена с перьями вместо ресниц и раздвоенным языком, который встречается только у змей. То, что ягуар изображен час­тично, как птица, и частично, как змея, похоже, указывает на то. что он может быть предком мексиканского бога Кецалькоатля, который обычно изображается в виде пернатого змея.

Это также свидетельствует о том. что во времена ольмеков один бог был представлен сочетанием разных животных, что составляет основную особенность представлений о божестве, встречающихся в Центральной Америке.

Ольмекский ягуар мог также принимать человеческие черты. На резной работе, найденной в Потреро - Нуэво, показан его союз с женщи­ной. По существующему поверью, благодаря такому совокуплению про­изошла раса существ, которые были наполовину людьми, а наполовину ягуарами. Человеческий элемент обычно представлен подобием ребенка с толстым животом и короткими конечностями. К нему присоединя­лись черты ягуара : клыки, иногда когти и рычащая пасть с опущенны­ми краями. Форма головы часто срезана сверху. Данные существа - гибри­ды. вероятно, считались божествами. возможно, божествами плодородия.

Майя

На смену ольмекам пришли майя, центральноамериканский народ, который жил в субтропической зоне вечнозеленых джунглевых лесов, расположенной в департаменте Эль - Петен Гватемалы и соседних с ней областях Мексики, а также в районе Белиза. Народ майя создал сложную по своей структуре государственную религию, основанную на культовых центрах либо в городах, в которых имелись храмы.

Наряду с этим существовала народная религия туземного населения. Наиболее ранние храмы создавались около 200 года до Рождества Христова в Тикале и Уаксактуне. Но полного расцвета культура и религия майя достигли лишь в течение " классического периода " между 300 и 900 годами. После 900 года государственная религия в основном пришла в упадок, хотя народная частично выжила.

Религия майя была и все еще остается договором, заключенным между человеческими существами и их богами. Боги помогали им в их ра­боте и предоставляли пищу. В ответ на это боги ожидали получить плату, причем заблаговременно. Люди молились для удовлетворения своих материальных нужд, например, для того, чтобы боги послали дождь для роста посевов.

Судя по всему, приготовления в связи с какой - нибудь важной церемонией. кроме своих масштабов, мало чем отличались в деревне от культового центра или в городе. Перед началом всех церемоний обязательны были половое воздержание, пост и обычно причастие. Воздержание предполагало, что муж и жена спали отдельно в течение определенного периода времени. Если же это условие не выполнялось, то счита­лось, что под угрозой и сама культо­вая церемония, и виновные в этом лица. В те давние времена в период поста тело человека окрашивалось в черный цвет, который был цветом неженатых мужчин.

Жертвоприношения, совершавшиеся во множестве форм, играли в религии майя важную роль. В жертву могли приносить собственную кровь или же кровь людских жертв либо животных. Выращиваемая продук­ция, например, кукуруза, тоже могла быть предметом жертвоприношения. Во время приношения в жертву людей из груди извлекалось сердце, при этом живую жертву удерживали за руки и ноги. Боги дождя предпочитали небольшие приношения наподобие миниатюрных кукурузных жер­новов, а из человеческих жертв предпочтение отдавали детям.

В теологии майя общее собрание богов отсутствует. Обычно божества майя желают признания лишь в форме частых жертвоприношений. Неко­торые из этих богов имеют челове­ческий облик, но большинство представляют собой смешение внешних признаков человека и животных. К примеру, чаки, или боги дождя, имеющие весьма важное значение, представлены в рукописях майя в виде длинноносых со змееподобными чер - Кроме того, зачатие богов, подобных чакам, происходило четверками и каждому придавалось направление в определенную сторону света и свой цвет. Например, имелся чак красного цвета, связанный с востоком.

Эти боги народа майя имели двойственный характер : они могли не только совершать добрые дела, но и причинять беды. Они были дуальны также и в половом отношении. В большинстве своем чаки относились к мужскому полу, хотя в отдельных случаях — к женскому. Люди народа майя объединяли своих богов в весьма широкие и неопределенные категории. так что один и тот же бог мог принадлежать к двум диаметрально противоположным группам.

Бог солнца был чаще всего и бо­гом неба, что вполне естественно. Тем не менее ночью этот бог проби­рался через преисподнюю от места захода солнца к месту восхода. Во время этого перехода он становился одним из девяти правителей ночи и потустороннего мира. Великий Тсотиуакан

Теотиуакан был большим городом, который находился в долине Мехико и процветал между 300 и 700 годами н. э.. когда культура майя была в зените своего развития. Судя по числу и размерам храмовых зданий. имевшихся в Теотиуакаие. по-видимому, он представлял собой теокра­тическое государство. Похоже, что город пал под ударами внешних захватчиков около 700 года н.э.

Мифологическая фигура Кецалькоатля присутствует во многих религиях до - колумбовой эпохи . Он часто изобража­ется в виде пернато­го змея , как это сде­лано в городе толь - теков Чичен - Ица .

На стенах храмов Теотиуакана бо­гато представлена религиозная символика. Часто встречаются изображения бога дождя Тлалока, или "дающего рост", что говорит о его большом почитании. На одной из фресок он показан в одетой на лицо маске типа очков с торчащими изо рта клыками. Другим божеством, распространенным в Теотиуакаие, являлся Кецалькоатль. Его можно увидеть на фасаде храма, носящего его имя, где он изображен в окруже­нии морских ракушек и улиток. Возможно, он символизирует земные воды.

Тольтеки

Тольтеки представляли собой объ­единение нескольких народов, проживавших в североцентральной части Мексики. Они основали свою столицу в Туле, которая находилась в пятидесяти милях (восемьдесят километров) к северу от Мехико Сити примерно в 980 году н.э.

Полулегендарный Се-Акатль, пятый по счету правитель тольтеков, был верховным жрецом, принявшим имя бога Кецалькоатля. Вскоре после этого он был изгнан почитателями бога Тескатлипоки и переселился со своими последователями в Юкатан, где основал Чичен-Ицу. Две наиболее значительные тольтекские пирамиды. Кастильо в Чичен-Ице и Храм утренней звезды в Туле, наглядно свидетельствуют о том, что изменилась религиозная жизнь со времени падения теократии в Теотиуакаие. У подножия лестницы каждой из пирамид находился большой зал с колоннами. Здесь воины собирались вмес­те во время религиозных празднеств и использовали свои собственные алтари и жертвенные камни. Таким об­разом. на смену теократии пришел милитаризм.

Кецалькоатль у тольтеков вместо воды стал символизировать небо. Другое божество тольтеков представляло собой сочетание орла и ягуара, символизируя земную касту воинов. На последней лежала обязанность поддерживать силы солнца и утренней звезды сердцами и кровью тех. кто приносился в жертву.

Ряд важных элементов религии ацтеков восходит ко временам тольтеков. Как у ацтеков, так и у тольте­ков прослеживается тесная связь между родством и воинством с одной стороны и огнем, солнцем и утренней звездой с другой. К тому же ацтеки переняли у тольтеков практико­вавшийся ими способ принесения человеческих жертв. Жертву помещали на низкий каменный помост, вскрывали ножом грудь и вырывали сердце.

Религия солнца: ацтеки

Ацтеки переселились в долину Мехико в конце двенадцатого века и осно­вали свою столицу Теночтитлан около 1370 года н.э. Однако их политическая экспансия началась не раньше 1430 года н.э.

Согласно верованиям ацтеков начало всему существующему, включая богов, дали два доисторических существа. Ими были Ометекутли — "господь дуальности" и Омесиуатль — "госпожа дуальности". Они пребывали на вершине мира, или на тринадцатом небе. Вдвоем они произвели на свет всех богов, а также все человечество. Однако ко времени испанского завоевания эти доисторические существа были в значительной степени потеснены многочисленной группой более молодых и активных богов.

Ацтеки также верили, что боги, в свою очередь, создали землю. Наиболее важным актом этого творения было рождение солнца, которое, по предположениям ацтеков, было сотворено в Теотиуакаие в результате самопожертвования небольшого прокаженного бога. Остальные боги по­следовали его примеру и отдали себя в жертву, так как их кровь нужна была для того, чтобы привести в движение солнце.

Для поддержания движения солнца по небу требовалось ежедневно питать его человеческой кровью. Жертвоприношения рассматривались ацтеками в качестве их священной обязанности по отношению к солнцу, в противном случае прекратилась бы жизнь мира. Следовательно, необхо­димо было постоянно приносить в жертву людей, основную часть которых составляли захваченные в плен воины. Считают, что каждый год таким образом убивали свыше двадцати тысяч людей.

В религии ацтеков присутствовал сильный солнечный элемент. Своей вершины олицетворение солнца достигло в племенном божестве ацтеков Уицилопочтли, который почитался у них как покровитель воинов. Бог дождя Тлалок, напротив, был Верховным Божеством крестьян. Тлалок считался равным по рангу с Уицилопочтли, и верховные жрецы этих божеств обладали одинаковым статусом. Это ясно показывает, как в религии ацтеков сочетаются старинные и более поздние элементы в форме старого бога дождя и более нового племенного бога.

Считалось, что те ацтекские воины, которых приносили в жертву, погибли в бою. потом они соединялись с солнцем и совершали с ним движение по небу в течение четырех лет. Впоследствии они перевоплощались в колибри. Крестьяне после смерти отправлялись в Тлалокан — пышный тропический рай. Те же, кто не попал ни в одно из этих мест, отправлялись в Миктлан, холодный и сумеречный подземный мир.

Центральные Анды

Чавин

Между 600 и 300 годами до Рождества Христова в северной, центральной и частично южной областях Перу распространился культ сверхъестественного кошачьего существа. По-видимому, возникновение этого культа связано с каменным храмом в Чавин-де-Уантар на севере горного Перу.

Храм в Чавине содержит множес­тво внутренних галерей. В некото­рых из них в качестве жертвоприношений хранились изящные керамические изделия, морские свинки, ламы, а также морские ракушки. В самой древней части храма находит­ся галерея, вмещающая высокий ка­мень, на котором высечено стилизованное изображение кошачьего божества (вероятно, ягуара) в человечьем облике. Брови и волосы изображены в виде змей. Это существо было прозвано "Улыбающийся бог" из-за того, что концы его губ приподняты.

Другой версией чавинскго кошачьего божества является "Бог с посохами". Эта версия представляет собой стоящую фигуру с кошачьими чертами, а также с большой прямоу­гольной головой и посохами в вытянутых руках. На пальцах рук и ног — когти, волосы в виде змей. Воз­можно, это был бог природы, который, как думали, обитает на небе вместе с орлами и ястребами, также высеченными на колоннах чавинско- го храма.

Моче

В первое тысячелетие после Рождества Христова на побережье северного Перу народ моче возродил чавинский культ кошачьего божества. Моче из­готовляли множество горшков, на ко­торых изображены люди с клыками, часто опоясанные змеями. Нередко показана сцена их сражения, как правило. победоносного, с чудовищем, которое имеет как человеческие, так и животные черты. Этим клыкастым божествам приносились в жертву люди, взятые в плен. По-видимому, существовал и ряд других животных божеств, например, божество, частич­но напоминавшее сову, частично человека. Возможно также, что луна являлась у моче одним из важных объектов поклонения.

Тиауанако

Руины города Тиауанако расположены на восточном берегу озера Тити-кака. на территории современной Боливии. Большинство зданий имело культовый характер и было воздвигнуто в период с 200 по 500 годы н.э., когда влияние города как религиозного центра распространялось далеко за его пределы.

Похоже, что главным божеством Тиауанако была стоящая фигура, из­ваянная на монолитных воротах. В каждой руке божества имеется вертикальный посох с отростками в виде голов орла. На расходящемся веером головном уборе изображено шесть голов пумы, а с пояса свисают головы трофеев, что может быть связано с принесением в жертву людей. Данная фигура, возможно, обознача­ет Виракочу, бога-творца в мифологии инков.

Чиму

Чиму основали царство, которое су­ществовало на побережье северного Перу с 1200 года до их завоевания инками в 60-х годах XV века. Их главным божеством была луна. Они считали ее более могущественной, чем солнце, потому что она появлялась как днем, так и ночью. Высоко почитались некоторые созвездия, например, созвездие Плеяды, которое покровительствовало сельскому хозяйству. Весьма почиталось также и море ( Ни ). В жертву божеству Ни приносилась белая кукурузная мука и красная охра. К нему обрашались с молитвами об удачной рыбной ловле и безопасности на море. К этому времени распространенный ранее культ кошачьего божества, по - видимому, в основном отмирает.

Инки — империя жертвоприношений

Первоначально около 1200 года н. э. инки обосновались в области Куско. Однако к 1470 году, когда ими были завоеваны обширные горные и при­брежные области Перу, империя инков стала занимать территорию площадью 400 тысяч квадратных миль, или миллион квадратных километров.

Наряду с государственной религией в империи инков допускалось существование многочисленных местных святилищ. Некоторые из них были очень древнего происхождения. а в ряде таких мест, например, в Па - чакамаке. как считалось, можно было услышать божественное пророчество. Святые места инков в облас­ти Куско в ряде случаев были просто привязаны к таким особенностям ландшафта, как горы, но там могли находиться и храмовые здания.

Существовавшая у инков государственная система религии в основном имела отношение к обеспечению населения продовольствием и соблюдению заведенных ритуалов и в меньшей степени занималась вопросами, связанными с мистикой и ду­ховностью. Перед принятием важно­го решения прибегали к гаданию. Почти каждый религиозный ритуал сопровождался принесением жертв. В качестве пожертвований обычно приносились маисовое пиво, пища или ламы, хотя в отдельных случаях в жертву также приносили девствен­ниц либо детей.

Испанское завоевание

Империя инков была разрушена испанскими завоевателями в 1532 году. когда она находилась на вершине своего политического могущества и культурного расцвета. Правитель инков был свергнут и убит. В течение последующих пятидесяти лет были сломлены последние попытки сопротивления. Место прежней религии официально перешло к римско - католическому христианству, которое было утверждено насильно. Тем не менее остатки прежних верований продолжали свою жизнь в народе и некоторые их черты узнаваемы даже у сегодняшних индейцев.

Вы здесь: Земля ацтеков и инков: Америка до Колумба
<<<Предыдущая статья: Религиозные системы VI в до Рождества Христова и их дальнейшее развитие
>>>Следующая статья: Колыбель цивилизации: древний Ближний Восток + карта

Реклама
Поиск
Обратный отсчет
2012 год - конец Света

Начало Света Новой Эры
Маркет
Статистика сайта

Наши баннеры
Правила поведения
Карта сайта

Время загрузки: 0.02 секунд 981,267 уникальных посетителей