Декабрь 11 2017 23:06:00
Навигация
Главная
2012
Философия
Мировые религии
Счастье и люди
Биографии
Мудрые изречения
Статьи
Библиотека
Видеоматериалы
Фотоматериалы
Форум
Google
Облако фото
Банеры и twitter
добавить Твиттер добавить Твиттер
Реклама
Колыбель цивилизации: древний Ближний Восток + карта

Алан Миллард

Ближний Восток является родиной колеса, здесь также возникла письменность. Здесь берут свое начало и многие другие изобретения, со­ставившие основу греческой, римской и современной западной циви­лизации. Наконец, именно здесь появились иудаизм и христианство. В настоящее время этот район охватывает западный Иран, Ирак, Турцию. Сирию. Ливан, Иорданию, Израиль и север Саудовской Аравии. В отдельных частях этого региона в диком виде произрастали основные зерновые культуры: ячмень и пшеница. Здесь водились животные, пригодные для одомашнивания. а климатические условия носи­ли периодичный характер.

Вслед за последним оледенением. имевшим место примерно десять тысяч лет до Рождества Христова. люди стали заселять ближневосточные земли, развивая сельское хозяйство и совершенствуя обработку металлов. Местные различия в природных ресурсах определяли разную направленность в развитии отдельных территорий. Тем не менее уровень благосостояния повсеместно зависел от погодных условий. Если в зимние месяцы выпадало мало до­ждя, почва становилась слишком сухой для роста посевов, вследствие этого для скота не хватало пастбищ и людям грозил голод. Слишком большое количество осадков могло вызвать бедствия в результате наво­днений, а очень жаркая погода ли­шала людей запасов воды и сжигала посевы. Поэтому неудивительно, что в самых ранних религиозных верованиях, которые мы встречаем в этом районе, такое большое значение при­дается выживанию и силам, оказывающим влияние на погоду, рост посевов и добычу пропитания для людей и животных.

Множество различных культур сменило друг друга на Ближнем Востоке на протяжении историчес­кого периода с 3000 до 500 года до Рождества Христова. Некоторые из них нам хорошо известны благодаря исследованию развалин храмов и дворцов, а также расшифрованным и прочитанным письменным свидетельствам того времени. Другие культуры нам мало известны либо вследствие того, что не были найде­ны или раскопаны их крупнейшие центры, либо не сохранились пись­менные материалы. В наследство от вавилонской культуры нам доста­лись тысячи рукописных текстов, многие из которых содержат материалы о религиозной практике. В то же время к источникам наших знаний о культуре филистимлян относятся лишь разрозненные сведения о них в Ветхом Завете и развалины нескольких небольших храмов.

Первые империи: древняя Месопотамия

Месопотамия — это греческое название (означает "Междуречье") земель, лежащих между Тигром и Евфратом, в настоящее время принадлежащих Ираку и Сирии. Над равниной Междуречья с севера возвышаются горы Турции, а с востока — горная гряда Загрос. Степная равнина на западе смыкается с Аравийской пустыней, а две великие реки, пересекая топи и лагуны, текут на юг к Персидскому заливу.

Месопотамия была районом, кото­рый не имел хорошо защищенных границ и, следовательно, был открыт вторжению буквально со всех сторон. Известно, что она подвергалась жестоким набегам горных жителей с востока, а также нападениям голодных скотоводов, которые населяли степные области, расположенные к западу и югу от плодородных земель. Эти нападения начались после того, когда люди осознали те возможнос­ти, которые предоставляет им обра­ботка богатых земель и ловля рыбы в реках. В северной части Месопотамии выпадает достаточное количест­во дождя для того, чтобы земледельцы могли вырастить хороший урожай зерна и найти пастбища для скота. Люди селились в близлежащих горах и неподалеку от рек начиная с эпохи неолита, или около двенадцати тысяч лет тому назад.

Плодородие южных земель этой области, где находилась древняя Ва­вилония, зависело от искусственного орошения. Для того чтобы вырастить зерно, необходимо было взять воду из рек, а затем экономно ее исполь­зовать. Похоже, что орошение стало применяться на практике примерно в 5000 году до Рождества Христова. Начиная с этого времени можно проследить устойчивый процесс развития оседлого образа жизни, посте­пенно приведший к появлению на берегах рек и каналов великих горо­дов, расцвет которых приходится на конец четвертого тысячелетия до Рождества Христова. Далее купцы и поселенцы распространили влияние этой культуры, принеся с собой ее изобретения и идеи из этих городов вверх по Евфрату в Сирию, на вос­ток в Персию, а также на юг в район Персидского залива.

К достижениям данной культуры относится письменность — одно из величайших изобретений всех времен. Относительно немного можно узнать о жизни и религии давно ушедшего общества, не располагая подробными письменными свидетельствами. Без точной информации, ко­торую могут нам предоставить пись­менные тексты, легко ошибиться, пытаясь определить назначение предметов, оставшихся нам в наследие от древней религии. Весьма очевидно. что стимулом к созданию письменности в Вавилонии послужила потребность в организации и управлении жизнью больших поселений, а также имевших такое важное значе­ние городских ирригационных систем.

Цивилизаций древне­го Ближнего Востока

Эта  глиняная таб­личка из Угарита , выполненная клинописью , содержит перечень земельных участков с именами владельцев .

Шумеры

Вавилонской клинописью на глиняных табличках пользовались шуме - Еы, жившие на юге Междуречья. 1 х религиозные верования относятся к самым ранним из известных в Ме­сопотамии, однако мы не можем с уверенностью утверждать, что каждая отдельная присущая им черта является чисто шумерской, поскольку население этой области по своему расовому составу всегда было смешанным. По сути дела, кроме их языка, трудно найти что - нибудь еще, имеющее отчетливо выраженный шумерский характер.

По данным археологических рас­копок и древнейшим письменным источникам нам известно о городе Урук, который существовал пример­но в 3000 году до Рождества Христо­ва. В городе было два главных хра­ма : один из них был посвящен Any. который почитался как верховный бог и царь неба, а другой — Инанне, великой матери, богине плодородия. любви и войны. Инанна. несомненно, воплощала в себе жизненную осно­ву. и ей поклонялись с незапамятных времен, так как ее изображения были обнаружены в местах почти всех древних поселении человека.

В деятельности урукских храмов было занято множество людей, и храмам были отданы обширные земельные владения. Помимо земледельцев и скотоводов, которые работали на храмовых угодьях, ремесленники изготовляли художественные изделия, которые использовались в культовой службе, ткачи шили одеяния для свя­щенных статуй и священников, а книжники вели летопись событий, происходивших в храме. Священнос­лужителям отводилась важная роль в жизни города, иногда первосвященник одновременно являлся правителем города. По - видимому, таким был обычный уклад храмовой жизни в ва­вилонских городах в течение многих столетий. Храмовые летописи, относящиеся приблизительно к 2300 году до Рождества Христова, показывают, что в работе храма одного города было занято не менее 1200 человек, причем храм этот был посвящен богине далеко не первой величины. Каж­дый крупный город на юге являлся центром поклонения определенному божеству. В течение третьего тысяче­летия до Рождества Христова помимо Ану и Инанны в Уруке почитались и некоторые другие боги, например, Эн - лиль, владыка атмосферы, которому поклонялись в Ниппуре и считали, что после Ану он главнейший среди богов ; Энки, правитель свежих подземных вод, святилище которого на­ходилось в Эриду ; бог солнца Уту, которому поклонялись в Ларсе ; а также бог луны Нанна, поселившийся в У ре.

Древние теологи разрабатывали систему родственных связей богов и богинь. Каждый бог значительной величины имел семью и слуг, в его честь обязательно воздвигались храмы и часовни. Например, сын Энли - ля Нинурта являлся господином Ла - гаша. Менее значительным божествам отводились святилища внутри больших храмов, кроме того, им поклонялись в небольших святилищах, построенных среди домов горожан.

Храмовые здания доминировали в городской архитектуре. Когда какой - то храм старел либо считали, что он слишком мал, строили новый, часто прямо на развалинах прежнего храма. С годами храмы оказывались воздвигнутыми поверх других домов, на возвышениях, под которыми были погребены старые строения.

Важнейшей частью храма была священная комната, где стояла статуя божества. Каждый день ее нужно было умывать, одевать и кормить. Одежду и пищу доставляли либо сами поклонявшиеся в качестве жертвоприношений, либо это приобреталось за счет храма. В храмовый ком­плекс входили также дома священнослужителей. Священная комната обычно находилась в окружении дру­гих помещений. Статую нельзя было увидеть при входе в храм. Ее мог увидеть лишь тот. кому разрешалось войти во внутренние покои.

Божественные мифы

В период с 3000 по 2000 год до Рождества Христова продолжается рас­цвет шумерской культуры. Поэты тех времен слагали сказания о богах и, возможно, перекладывали их на музыку. Тексты некоторых мифов дошли до наших дней, из их числа лишь немногие были записаны около 2500 года, а большая часть относит­ся приблизительно к 1700 году до Рождества Христова.

Шумерские боги являли собой природные силы, действие которых люди обнаруживали в окружающем их мире. Солнечный бог воплощал в себе характеристики солнца и силу его воздействия на людей. Подобно деятельности человека, которая всег­да носит в чем-то ограниченный характер, у каждого из богов имелась своя определенная сфера. В мифах показано, что боги действуют в соответствии с тем положением, которое они занимают. Для того чтобы удер­жать свои позиции, им приходится сражаться со злыми силами, желающими нарушить их установленный образ жизни.

Подобно большинству людей, шумеры задавались вопросом о причинах существования мира и создания человечества. В нескольких мифах содержатся ответы на эти вопросы. В одном из них Энлиль отделил небо от земли. На земле он сделал мотыгу для возделывания почвы. Из ямы, которую он выкопал своей мотыгой. подобно растению, вырос человек. В другом мифе рассказывается о том, как Энки и Богиня-Мать сотво­рили человека. Для того чтобы вы­растить урожай и таким образом добыть себе пропитание, богам приходилось обрабатывать землю и рыть каналы. Эта работа их утомила, и Энки решил вылепить фигуру из глины, чтобы Богиня-Мать затем дала ей жизнь. Так они и поступили, в результате чего появился на свет человек. С этой поры людям приходит­ся возделывать землю, чтобы добывать пищу себе и богам.

Другой темой, пользовавшейся популярностью у поэтов, был рас­сказ о Думузи. которого позднее ста­ли называть Таммуз. Им был пастух. который после ухаживания за боги­ней Инанной стал ее мужем-возлюбленным. Впоследствии он очутился в загробном мире. Существует несколько версий этого рассказа. В на­именее противоречивой из них рас­сказывается. как Думузи осмелился войти в царство мертвых, будучи послан туда своей супругой в качестве выкупа за нее. В других версиях Думузи попал в плен к стражникам из подземного мира.

Далее во всех вариантах рассказа следует сцена оплакивания умершего бога и попытки вернуть его к жизни. Идея о том. что он действительно восстал из мертвых, вряд ли содер­жится в шумерских текстах. Весьма вероятно, что рассказ появился по ассоциации с природным циклом, когда молодая весенняя поросль погибает с приходом летнего зноя.

Аккадская империя

В течение третьего тысячелетия до Рождества Христова в Вавилонии поселяется все больше и больше се­митов. Они смешивались с шумера­ми, перенимали их культуру и письменность. С 2300 года до Рождества Христова семиты начинают занимать доминирующее положение в Месопотамии. В это время Саргон Аккадский основал первую семитскую им­перию и правил землями, простиравшимися от Персидского залива до Средиземного моря, включая территорию Сирии.

То было время значительных достижений в сфере искусств. Возмож­но, именно тогда шумерские сказа­ния начали перекладываться на семитский язык, который мы называем аккадским, а также записывались и сочинения семитских авторов. Некоторых своих богов семитские народы отождествляли с шумерскими. Таким образом. Ану был приравнен к Элю. который почитался в качестве главного божества; Инанна была приравнена к Иштар; а солнце и луна стали называться соответственно Шамаш и Сип. Существует мнение, будто имя Эл первоначально принадлежало единственному в своем роде богу и изначальный монотеизм развился впоследствии в политеизм, хотя такое предположение выглядит весьма сомнительным.

Реконструированные в наше время Ворота Иштар стоят в начале пути к главному храму древнего Ва­вилона .

После падения саргонской династии из - за вторжений с гор в Уре возникает новая династия царей. Здесь ими в честь лунного божества была построена величественная башня - храм ( хиккурат ). которая и по сей день возвышается над окружающими ее развалинами. В ходе последующих нашествий правлению Ура пришел конец.

А семито - аккадский, или вавилонский, язык стал использоваться в повседневном общении, вытеснив шумерский за пределы школы.

Именно в школах многие из шумерских мифов переписывались как упражнения для письма наряду с растущим числом сказок на аккадс­ком языке. Некоторые из них сочинялись впервые, а некоторые были переработкой в новой форме древних шумерских сказаний.

Эпос о Гильгамсше

Самые известные из этих сказаний посвящены великому царю Гильгаме - шу. Согласно имеющимся сейчас свидетельствам он правил Уруком около 2700 года до Рождества Аристова. Ка­ким - то образом история Гильгамеша покорила воображение сказителей того времени, благодаря чему его лич­ность стала легендарной. На шумерском языке существует несколько отдельных рассказов о нем, а на аккадс­ком имеется всего один большой эпос. Его основной темой является проблема смерти. Гильгамеш в своей жизни совершил немало славных дел, однако и он вынужден был признать, что однажды ему придется умереть. И вот он отправляется в путь в поис­ках ответа на вопрос, что же может принести ему бессмертие. После многих приключений Гильгамеш приходит в местность, где проживал некий очень старый человек, который в вавилонской мифологии играет роль, принадлежащую библейскому Ною. Этот человек по имени Ут - напиштим, был единственным из смертных людей. кто был удостоин чести стать бессмертным. Однако встреча с ним разочаровала Гильгамеша. поскольку человек этот, будучи невероятно ста­рым, только и делал, что все время лежал на спине. Как знать, возмож­но, быть бессмертным не так уж и хорошо !

Ут - напиштим рассказал о том, как ему удалось достичь этого со­стояния. Боги сотворили человечес­тво, однако люди им сильно докуча­ли своим шумом. Будучи не в силах их утихомирить, боги решили унич­тожить человечество с помощью по­топа. Энки, который прежде сотво­рил людей, предупредил своего при­верженца и посоветовал ему построить большое судно, в котором можно было скрыться. Когда начал­ся потоп, Ут - напиштим. его семья и разные животные спаслись. После потопа судно опустилось на верши­ну горы на северо - востоке Между­речья, и боги наградили Ут - напиш - тима бессмертием. Но Гильгамеш не обладал этим свойством. Ут - напиш­тим подсказал ему, как найти траву. которая снова сделает его молодым. Гильгамеш нашел ее и взял домой в Урук, чтобы испытать ее на стари­ке. но, решив искупаться, положил ее на землю. Змея съела траву и уползла прочь, сбросив свою кожу. Сила травы была проверена, но больше ее не осталось, и Гильгаме - шу пришлось возвратиться домой с мыслями о том, что его благородные поступки будут жить после его смерти. Эта история отражает осно­ву мировоззрения вавилонян. Для них основной интерес представляла жизнь на земле, представления о загробной жизни были неясными и расплывчатыми.

Знамения: персты божьи

Жизнь людей полностью контролиро­валась богами. Поэтому для достижения успеха и счастья необходимо было поддерживать у них хорошее расположение духа. Чтобы угодить богам, были установлены особые праздничные дни, когда верующие посещали церемонии в храме или же целые процессии носили статуи богов по улицам. При этом также могли приноситься и жертвы, чтобы показать свою преданность божествам или попросить у них помощи. Простые люди не допускались к великим богам. Их должен был представить богам кто - нибудь из храмовых слу­жителей. Сцена такого представле­ния выгравирована на древних печа­тях. имевших форму цилиндра. Такие печати были в ходу во время правления Третьей династии в Уре, а также и в более позднее время. Изображения на них являлись своеобразным удостоверением личности их владельцев и давали им право просить богов о благословении. Но боги всегда были непредсказуемы. Вавилоняне могли лишь надеяться на их благосклонность, но полной уверен­ности в этом не было никогда.

Это привело к развитию еще одного аспекта вавилонской религии — выбору предзнаменований.

Вавилоняне и до них шумеры верили в то, что о будущем можно узнать по различным странным событиям. Перст божий, указующий на будущее, виделся им во всем : в рождении уродов, в миграциях животных. в форме трещин в стене, в форме, которую принимает капля растительного масла на поверхности воды в чаше. Если кто - то собирался вступить в брак или царь отправлялся на войну, то перед принятием окончательного решения обращались к различным знамениям. Самым обычным способом являлось исследование формы печени приносимого в жертву животного. Если она напоминала форму печени животного, за жертвоприношением которого последовали благоприятные событиия, то решение было действовать. Если же печень напоминала ту, за приноше­нием которой события для страны или человека были плохими, то от действий было лучше воздержаться.

Для отбора предзнаменований и их изучения готовилась специальная группа жрецов. Наблюдая за звездами, эти жрецы приобрели познания в астрономии. Теперь стало возможным предсказывать солнечные затме - нения и исправить календари. Жрецы также разработали астрологическое предсказание судьбы.

Вавилоняне делали фигурки демонов из глины . Их вешали на дверях или закапыва­ли под порогом , что­бы охранить дом от зла .

Ассирийская империя

Начиная с 1400 года до Рождества Христова в Месопотамии постепенно набирало силу ассирийское государство. И в период с 900 до 612 года до Рождества Христова оно уже было самым влиятельным на Ближнем Востоке. Ассирийские цари старались брать за образец Вавилонию, которая обладала более древней культурой, чем ассирийцы. Они пок­лонялись тем же богам, а главным богом был Ашшур, соответствующий вавилонскому Энлилю. Ашшур был покровителем древней ассирийской столицы, носившей его имя. Именно по его команде ассирийцы выступали на войну. Они сражались за то, что­бы защитить и расширить границы его владений, во славу Ашшура по­коряли они другие земли. Когда ассирийцы завоевывали другие страны, они обычно не вмешивались в местные религии. Если население захваченных стран было покорным, ему позволяли следовать своим традициям и соблюдать свои обычаи. Если же завоеванные народы поднимали восстания, то ассирийцы могли забрать в плен их богов и установить в своих храмах. К этим богам они чаще всего относились с уважением и иногда даже возвращали их после подавления восстания.

Ответ на вопрос о поисках бессмертия, данный божественной девушкой - виночерпием герою вавилонского эпоса Гильгамешу :

Вильгамеш сказал:

- О, виночерпий, да не увижу я смерти, которой я так всегда боюсь.

Девушка-виночерпий сказала Гильгамешу:

- Куда бредешь ты, Гильгамеш?

Не найдешь ты жизни той , что ищешь.

Когда боги сотворили человечество, они приберегли смерть людей,

Жизнь же они оставили себе.

Итак, Гильгамеш, наполняй чрево свое, будь счастлив днем и ночью,

Наслаждайся каждым днем жизни, День и ночь танцуй, и играй .

Наряжайся в чистые

одежды,

Мой голову свою,

купайся в воде,

Заботься о ребенке,

который держится

за руку твою,

Пусть жена твоя

будет счастлива

с тобой.

Таков удел

человеческий.

Вавилоняне

Ассирийцы были разбиты вавилонянами, или халдеями, самым известным правителем которых был Навуходоносор. Он заново выстроил Вавилон и восстановил грандиозный храм Мардука, бога - покровителя этого города. Мардук занял особенно высокое положение при вавилонском царе Хаммурапи, около 1750 года до Рождества Христова. Этот бог был особенно почитаем, когда власть Вавилона достигла своего апогея. Именно в честь Мардука была написана вавилонская история сотворения мира.

Она описывает начало мира, когда вся земля была покрыта морем. Рож­денные морем боги восстали, и море решило уничтожить их. Боги выбрали представителя - воина для сражения с заместителем моря, но он потерпел поражение. Боги назначили другого атлета, но и он проиграл. Тогда Мардук, второстепенный, казалось бы, бог, предложил свой план, который помог богам одержать победу. За эту победу ему был дан титул царя богов. В ответ Мардук сотворил человечество с помощью своего отца Энки - Эа в дар богам. Во время правления Наву­ходоносора были теологи, которые пытались доказать, что множество богов — это лишь проявление различных качеств одного бога, Мардука, или кого - то другого, т. е. предпринималась попытка навести порядок в пан­теоне богов, уменьшив их число. Ве­роятно, уже тогда было понимание того, что миром не могло управлять такое великое разнообразие различных сил.

Персы, завоевавшие Вавилон, сохранили местную религию, и она про­существовала до I века христианской эры. Однако некоторым богам и богиням продолжали поклоняться до тех пор, пока в Ирак ( территория Древнего Вавилона ) не пришел ислам.

Ханаан: боги природы

Ханааном называлась Палестина в период с 1800 до 1200 годов до Рождества Христова. Население ее представляло собой результат смешения различных рас, главным образом семитских. К северу от Ханаана, в Сирии, жил родственный народ. После завоевания Израилем этой земли в ее северной части, которую греки называли Финикией, все же сохранились ханаанские государства. Расцвет культуры и религии в них продолжался, и он оказал большое влияние на население соседних земель.

Основные сведения о религии ха - наанеян и финикийцев мы получили в результате раскопок. Были обнаружены храмы, религиозные предметы, различные надписи. Другим источником информации являются древнееврейские. древнегреческие и латинские книги. В Ветхом Завете Израилю было дано предупреждение не иметь никаких контактов с ханаанс­кой религией. Ему было фактически приказано стереть ее с лица земли, на которую пришли поселиться израильтяне. ( Исход 23:23-33)

Ханаанские храмы

В результате археологических раскопок были найдены остатки неболь­ших храмов в различных городах Ханаана. Эти храмы состояли из одной комнаты для поклонения. Напротив входа была ниша, в которой, вероятно, находилась статуя божества. Рядом были другие помещения : комната для жрецов или храни­лища религиозной утвари. Иногда, если судить по толщине стен, эти храмы имели и верхний этаж. А найденные глиняные модели свидетельствуют о том. что некоторые из них имели еще и башни. Они. по - видимому, использовались для специальных обрядов, таких как поклонение солнцу или звездам.

Если храм имел двор, то там, ве­роятно, собирались верующие во время богослужения. В то время входить в святилище позволялось только жрецам. Во дворе мог устанавливаться большой алтарь, а мелкий алтарь находился в самом здании храма. Обнаруженные кости свидетельствуют о том, что в жертву обычно приносились ягнята и козлята.

В некоторых храмах устанавливались каменные колонны. Одна часть их являлась памятниками умершим, другая часть символизировала богов. Символы богов служили объектами поклонения : их покрывали прекрас­ными тканями, и религиозные про­цессии выносили их из храма на обозрение верующим. Древнее название таких храмов было бетхел, что означает " жилище бога ", т. е. предполагалось, что в них обитали боги.

 

Поклоняясь богам, вавилоняне надеялись на облегчение своих трудностей путем мо­литв. В этих молитвах они исповедались в своих ошибках и вос­хваляли богов. Однако это делалось в очень общих выражениях. При этом признавалось, что людям не дано полностью понять, как им следует поступать в жизни.

Приводим часть молит­вы богу Мардуку :

Воин Мардук, чей

гнев подобен потоку,

Чье всепрощение

подобно

всепрощению

любящего отца,

Без сна молюсь я,

но не слышишь ты

меня,

В отчаянии взываю

я к тебе,

но не получаю

ответа.

Ослабело поэтому

сердце мое,

Сгорбился я, как

старик.

Великий господь,

Мардук,

бог прощающий,

Кто из людей

Способен понять

природу твою?

Кто никогда не

совершал ошибок?

Кто не грешил?

Кто знает путь

Божий?

О, если бы был я

осторожен

и не грешил,

О, если бы всегда

искал места, где

вечная жизнь!

Боги направили

людей по пути

несчастий,

Статуи богов и богинь обычно вырезались из камня или дерева, но иногда их отливали из металла. Они покрывались золотом, их наряжали в дорогие одежды, украшали драгоцен­ностями, которые дарили верующие. Эти статуи не сохранились, но найдено большое количество небольших бронзовых фигурок, которые, вероятно, являлись копиями статуй богов. стоявших в храмах. Фигурки предна­значались для совершения религиозных обрядов возле храма или даже для домашнего богослужения. Большинство из них также покрывалось серебром или золотом.

Война, любовь и власть

К северу от древнего Ханаана находился торговый город Угарит. культура которого имела много общего с ханаанской. Раскопки, проводимые там с 1929 года, дали богатую информацию о местной религии. Осо­бую ценность представляют глиня­ные таблички, написанные около 1300 года до Рождества Христова, так как они дают нам представление о мировоззрении ханаанеян. Эту информацию невозможно получить ни из каких других источников.

Тексты, записанные на табличках Угарита,— истории о различных богах, указания о том, как следовало поклоняться этим богам. Мы узнали, что ханаанские боги были во многом похожи на богов других стран древнего Ближнего Востока. Они, как правило. олицетворяют различные силы природы. Во главе богов стоял Эль, чье имя означает просто "бог". Он был отцом и других богов, и людей. Его женой была Ашера, Богиня-Мать.

Некоторые мифы изображают Эля ни на что не годным стариком, кото­рого унижают жена и собственные дети. В одной истории он показан пьяным до бесчувствия, в другой же он женится на двух девушках, которые родили ему двух сыновей —.она (рассвет) и Даска (сумрак). У Эля была также дочь Анат, оли­цетворявшая войну. Одна из поэм повествует о резне, которую она устроила в одном из городов. Рассказывается о том. как Анат привязала головы убитых к поясу и бродила в море крови, заливаясь радостным смехом. Одновременно она была и богиней любви. Существуют истории о том, как она была любовницей своего брата Ваала, самого известного из ханаанских богов. Его имя означает "повелитель", или "господин". Ваал был богом погоды, другое имя его было Хадад, т.е. "громовержец".

Угаритские тексты повествуют о борьбе Ваала против Яма, бога моря. Ваал победил море с помощью своей сестры Анат. Она помогла ему побе­дить и бога смерти Мота. Анат перемолола Мота, как зерно, но он ожил вновь, и его вражда с богами продол­жалась. Некоторые ученые склонны видеть в этом мифе цикличность се­зонных явлений природы. Другие считают, что смерть и воскресение Мота объясняют периодическое пов­торение стихийных бедствий, а третьи — просто притчу о смерти.

То, что Ваал обладал властью над сезонными явлениями, делало его необыкновенно уважаемым. В библейской Третьей Книге Царств в 18 главе есть очень живое описание страны в период засухи. Проро­ки Ваала умоляли его прекратить стихийное бедствие, поразившее эту землю. Они "кричали ему громким голосом" и, чтобы показать свою преданность, кололи себя ножами и копьями.

Другие боги

Среди других богов и богинь, которым поклонялись ханзанеяне, следует назвать: Шапаш — богиню солн­ца, Ярикха — бога-луну, и его жену Никкал.

Отметим также бога Решефа, который насылал своими стрелами моры и болезни на людей: Эшму-на — целителя и Котхара-и-Кхасиса, бога ремесел. Каждый город имел свое главное божество, которое час­то называлось "господином" ( baal ) или "госпожой" ( baalat ) этого города. Так, например, в городе Тире (Финикия) богом-покровителем города был Мелькарт. чье имя означает "царь города". Существовало также много второстепенных (малых) богов и богинь. Были кроме того различные духи холмов, рек, источников. О них сейчас уже никто не помнит. Но об одном божестве природы нам известно, потому что его культ су­ществовал и у древних римлян. Это был Адонис, что в переводе тоже означает "господин". Легенда рассказывает о том, как богиня Астарта полюбила молодого охотника Адониса. Но ее ревнивый муж. превратившись в дикого вепря, убил юношу.

И после этого каждый год в опреде­ленное время река, текущая из Лива­на н впадающая в море у города Бнбл. становится красной от крови Адониса. И все женщины той земли оплакивают его. Вне всякого сомнения. это лишь один из многих местных культов, совершаемых ханаанея- нами.

Верования простых людей

Сейчас трудно установить, во что ве­рили простые люди и как они покло­нялись своим богам. Они могли приносить жертвы богу и разделить культовую трапезу со жрецом. Само приношение было знаком преданности богу и знаменовало принятие какого-то религиозного обета. Иногда жертва приносилась, чтобы вымолить прощение за какой-то грех. Помимо главных богов существовало множество духов и демонов, которых также было необходимо или задобрить, или отвести их вредное воздействие.

Наряду со жрецами в главных храмах было много служителей культа. осуществлявших богослужения в менее важных местах поклонения, располагавшихся на вершинах холмов. В Библии такие объекты назы­ваются "высотами". Отметим, что каждый небольшой город или деревня также имели свои небольшие хра­мы. Их служители занимались колдовством. предсказанием будущего. Они сообщали, какой день лучше всего подходит для делового предприятия. начала войны или организации свадьбы. Искусством прорицания ханаанеяне овладели с помощью вавилонских наставлений и применяли их при всяком удобном случае. Согласно древнееврейским и древ­негреческим свидетельствам покло­нение богам включало ритуальную проституцию и другие крайности, например. принесение в жертву детей. В такую финикийскую традицию верили в Древнем Риме. Против этого наказывал Бог народу Израиля, говоря: "...чтобы никто не проводил сына своего или дочери своей чрез огонь Молоху" (4-я Книга Царств 23:10).

О жертвоприношении младенцев. очевидно, говорится и в Книге Левита (18:21): "Из детей твоих не отда­вай на служение Молоху и не бесчести имени Бога твоего".

Останки таких приношений были обнаружены в Северной Африке в развалинах Карфагена. Кроме того, в небольшом храме Аммана (Иордания) было найдено большое количество сожженных человеческих костей. Большая часть этих костей принадлежала детям. Неясно, были ли это останки детей, принесенных в жертву божеству, или эти дети умерли своей смертью и были кремированы.

Более гуманная сторона ханаанской религии проявляется в эпитетах "милосердный ' и "милостивый", которыми награждают Эля. Но все же главное впечатление о ханаанских богах и богинях таково, что это были своенравные и капризные существа. Этими же качествами, впрочем, обладали и люди, которые им поклонялись. Поэтому, чтобы ни де­лали ханаанеяне, они никогда не могли быть уверены в божественном благоволении или одобрении, так как познать волю капризных и своенрав­ных богов было просто невозможно.

Боги наций

В то время, когда израильтяне овла­дели Ханааном, на землях, располо­женных по соседству, селились другие народы. Так, вдоль побережья на юго-западе Палестины обосновались филистимляне. К востоку, за Иорданом. жили эдомитяне. моабитяне и аммонитяне. Север Сирии заняли арамеи.

О религиях этих народов, за исключением арамеев, известно немного, так как письменные источники не сохранились, а остатки городов пока не подверглись должным исследованиям. В Библии говорится о Хамосе как о национальном боге моабитян, Дополнительные сведения о нем по­лучены после обнаружения Моабит-ского камня. Надписи на этом памят­нике датируются 830 годом до Ро­ждества Христова. Они поведали нам о том, как Хамос разгневался на свою землю и отдал ее врагам моабитян. Затем он облегчает положение своего народа, и они разбивают врагов. В этой истории много общего с поведе­нием Бога в отношении Израиля. Мо- абитский царь-победитель Меши посвятил победу, захваченную добычу и пленных богу Хамосу. В его честь Меши установил каменную плиту в храме, носящем имя этого бога в го­роде Бидоне. Во время одного из нападений израильтян другой царь Моа- ба принес в жертву собственного сына, чтобы заручиться поддержкой Хамоса (4- я Книга Царств 3:27). Именно в Моаб был приведен прорицатель Валаам, чтобы проклясть Израиль ( Книга Чисел 22).

Наказав им

вытерпеть все,

что ни пошлют для

испытаний боги.

Если я, слуга твой,

согрешил,

Если я вышел

за пределы,

установленные

тобой,

Забудь то, что

я совершил

в юности моей,

Прости проступки

мои ,

избавь меня от вины

моей,

Смягчи мучения мои,

Облегчи горе мое...

Воин Мардук, позволь

жить мне,

чтобы петь хвалу

тебе!"


Это бронзовая статуэтка датируется 1400- 1200 гг . до н . э . Она изображает бога плодородия Ваала , которому поклонялись в Ханаане .

Глиняные фигурки людей и живот­ных. а также богини - матери были на­йдены в Моабе. Едоме, Аммоне, так же, как и в Сирии и Израиле. Из того немногого, что мы знаем о моабит - ской религии, очевидно ее сходство с ханаанскими верованиями, хотя выс­шее положение Хамоса напоминает верховную власть израильского божества. Резонно допустить, что эдо - митская и аммонитская религии, о ко­торых известно еще меньше, также имели много общего с моабитской. Национальным богом Эдома был Каус, и его имя являлось частью имен многих эдомитян ( например, Каус - габбар, то есть " Каус - могучий ").

В Аммоне ( современный Амман. Иордания ) поклонялись Милхому. Этот бог соответствова

Вы здесь: Колыбель цивилизации: древний Ближний Восток + карта
<<<Предыдущая статья: Земля ацтеков и инков: Америка до Колумба
>>>Следующая статья: Это тоже можно узнать и испытать в полностью расширенной осознанности

Реклама
Поиск
Обратный отсчет
2012 год - конец Света

Начало Света Новой Эры
Маркет
Статистика сайта

Наши баннеры
Правила поведения
Карта сайта

Время загрузки: 0.02 секунд 981,027 уникальных посетителей